tamara_izola (tamara_izola) wrote,
tamara_izola

Camino Primitivo. 6-й день: Berducedo – Grandas de Salime. 6 часов, 22,5 км

Cолнечно, 19°C
Один из трех франзуцов ночью та-ак храпел... Уличный фонарь перед альберге всю ночь светил точно в спальню. Но я стараюсь все меньше обращать внимание на ночные помехи. И тогда, когда не могу спать, потому что кто-то храпит или ходит по спальне среди ночи, просто жду, когда это закончится и меня свалит сон. Главное – не открывать глаз и не просыпаться слишком рано. После всего этого было совершенно обычное на Камино утро – кофе, хлеб, снова укладывание рюкзака. Старт в 8 часов.

Бердуседо проходим за 3 минуты, поселок действительно маленький.

Интересная церковь Santa Maria de Berducedo, 14-й век:

Сегодня первое утро без тумана, холодно, +8°C. Подъем в самом начале пути нас немножко согрел, снимаю флиску. Потом до Ла Месы путь идет вдоль дороги, движения мало, я опять одеваюсь, совсем свежо. Когда мы выходим на открытое пространство, становится ясно, почему сегодня нет тумана - мы все еще порядочно высоко, около 900 метров над уровнем моря. Туман остался внизу, в долине.

В Ла Месе тоже должен бы быть альберге в старой школе, но все не понятно, открыт ли он на самом деле. Одно время было объявлено, что альберге закрыт. Поэтому никто не рискует и не идет туда.Все мы, кто пришли из Борреса или Кампьелло, ночуем в Бердуседо. Из Бердуседо, не считая  Ла Месе, около 20 км до следующего альберге в Грандас де Салиме. Хочешь – не хочешь, все идет как минимум до туда.
Красивый двор одного из домов:

Ла Меса это маленькая деревня, дома разбросаны между полями и лесочками. Поселок обрамляют холмы и здесь очень красиво. Самое выдающееся здание это церковь Santa Maria Magdalena.

За Ла Месой нас ждет порядочный подъем на холмы к ветрякам на высоту около 1000 метров. Ветряков здесь очень много и на перевале подходим к ним достаточно близко.

Перед началом спуска с перевала стоит информационное табло. На английском и испанском написано, что из-за пожаров в апреле 2017 года проложен «временный» путь, чтобы не идти через сгоревший лес, вроде как дорога там еще не совсем безопасна.

«Объездом» является очень приятная грунтовая дорога по склону горы, все время по немногу спускается. Эта дорога на 2 км длиннее «оригинального» камино. Мы немного не уверены, какой путь выбрать, а решаем в пользу альтернативного пути,  все-таки непонятно, как оно там на местах пожара.

Временная дорога зато за доверие нас награждает с действительно невороятным панорамным пунктом. Мы вышли туда, где прячутся облака! Глубоко под нами река Навия, зажата в ущелье между гор, и все под нами закутано в облака...

За 7,5 км временной дороги мы спустились на 900 метров ниже. Это даже хорошо, что мы выбрали путь подлиннее, было не так тяжело коленям. Почти 2 часа ходьбы только вниз! Я опять радуюсь, что взяла палки для ходьбы.
Те, кто пошли по основному пути, потом передали, что и там дорога нормальная и не опасно, но идешь и правда через сожженный лес.
Под нами уже видна плотина на реке Навия, пока мы спускаемся вниз облака уже улетучиваются.

Внизу оба пути, основной и временный,  встречаются. И здесь еще вдоль тропинки встречаются сожженные деревья. И на некоторых из этих деревьев, несмотря на сожженные стволы, все равно растут зеленые листья.

Смотровая площадка (заброшенная и разваливающаяся) над рекой и плотиной:

Путь лежит через реку прямо по высокой плотине годроэелектростанции. Реки почти и не видно, так она низко под плотиной. На другой стороне плотины, в озере, уровень воды тоже относительно низкий, видно, что обычно уровень воды намного выше. Еще несколько лет назад можно было переплыть озеро на лодке с одного берега на другой, но сейчас этим уже никто не занимается.

Плотину строили в 50-х годах, тогда это была вторая по размерам гидроэлектростанция в Европе. На склонах гор вокруг плотины остались дома рабочих, которые плотину строили. Тогда здесь проживало множество людей и все развивалось. Так даже приостановилась эмиграция в Америку из этой части Испании, но позже она все равно продолжалась...

Плотина самая низкая точка в пути сегодня, мы спустились с высоты 1050 метров над уровнем моря на менее чем 200 метров. На другой стороне реки нас опять ожидает подъем до Грандаса на высоту более 500 метров. С километр за плотиной, у дороги, словно по заказу, расположен ресторан с прекрасной террассой над озером (это то последнее желтое здание над озером).

Переходим плотину. Плотина сверху:

Это уже вид на плотину со стороны озера; река уже на другой стороне плотины, намного ниже.

Остановка на кофе и «бискоччо» совсем не лишняя.

На террассе ресторана встречаем немца из Дюссельдорфа, а так – нигде никого не видно. Уже даже переживаем – где все?
Вид с террасы ресторана:

Ресторан над озером. На другом берегу озера видно, где на склоне горы сгорел лес.

Дальше наш путь проходит вдоль дороги, все выше и выше. В путеводителе читаю, что по дороге надо подниматься до обозначения «2 км». Чуть дальше за рестораном стоит столбик «5 км»! Не знаю, что они здесь считают, но по-любому это обозначает 3 км пешком в горку по дороге под уже жарким послеобеденным солнцем. И только прекрасный вид на озеро был приятным бонусом. А так по дороге идти совсем не приятно, хотя и движения на дороге очень мало. Горка не крутая, но под солнцем все равно жарко и тяжко.

От обозначения «2 км» до города как раз еще 2 км пути, и здесь путь нас уводит по тропинке в лес. Здесь-то я и сообразила – это были километры до города, до Грандаса де Салиме. Теперь мы уже опять забрались так высоко, что прекрасно видны ветряки на горе напротив, это те, мимо которых мы проходили сегодня утром. Целый день в пути, а мы только на соседней горе.

Заходим в Грандас, это небольшой городок. Проходим мимо интересного этно музея, затем мимо симпатичной церкви. Нигде ни одного жителя.

Сегодня ночуем в красивом современном и удобном альберге. Лучший до сих пор (монастырь был может красивее, но здесь все практичнее). Здесь классная большая кухня, гостинная с диванами (ох, как было здорово отдохнуть развалившись на диване!), чистая спальня, много места, достаточно розеток для зарядок, даже стиральная машина. За 3 евро стираем все, что не одето на себе. Все уже пропотевшее и местами все еще выпачкано от грязи перед Тинео. К сожалению, нам опять выпала «судьба» быть в одной спальне с тремя французами, один из которых храпит. Есть еще вторая спальня, но она пока закрыта: оспитальеро говорит, что если для всех будет достаточно места в одной спальне, то вторую он не будет открывать. Я уже морально готовлюсь к тому, что пойду спать на диван в гостинную, если француз будет сильно храпеть.

Здесь опять встречаемся с Martinne in JeanPierrе-ом. Радости, словно встретились настоящие друзья после нескольких лет разлуки. Но она очень уставшая. Раздумывает завтра остаться здесь, взять день паузы и отдохнуть. Примитиво и правда, постоянная череда подъемов и спусков. Ни одна дорога здесь не ровная.
Со Слободанкой сегодня смеемся – после сегодняшних 900 метров спуска и 350 метров серьезного подъема не удивительно, что вечером болят все мышцы, а больше всех - ягодицы... ;))

Церковь в Грандасе, центер города и жизни в городе:

Поскольку сегодня мы рано пришли в альберге, после всх «домашних» дел отправляемся посмотреть музей. Этно музей на самом деле интересный и собрали здесь приличную колекцию экспонатов. По музею гуляем около часа, встречаем и там французов из альберге. Пилигримам скидки.

В музее:

После музея уже подходит время ужина. Сегодня мы не готовим. Оспитальеро нам советует закусочную для местных -
Bar Occidente, рядом с церковью, а готовят там отличного pulpo a'la gallegaосьминога по-галисийски. Прекрасная идея, к тому же кухня у них открыта с 4-х часов (что очень необычно для Испании, так правило так рано нигде еще не кормят), открыты же они до 3-х утра. Pulpo был супер, вино хорошее, orujo принесли за счет заведения, прямо полную бутылку на стол. Прекрасный день в Грандасе!

Martinne проходит мимо, присаживается рядом, жалуется как она устала, решила пройти завтра только 5 км до следующего альберге в Castro. Почти прощаемся, мы обязательно пойдем дальше. Пока едим и пьем мимо бара проходит чуть ли не половина тех, кто идет одновременно с нами, с большинством мы уже знакомы, хотя бы в лицо. Поскольку все останавливаемся в одних и тех же местах и идем одной и той же дорогой естественно, мы все знакомы. И все сегодня рады, что наконец-то уютный и чистый альберге, лучший из всех. После аскетичных альберге в Эскамплеро, Борресе и Бердуседо, да и у Кармен, этот альберге словно роскошный отель.
Из города очень хорошо видны ветряки на «противоположной» горе. Там мы были сегодня утром. И теперь нас от них отделяет каньон реки и день дороги, день спусков и подъемов.

Итальянец из Милана (он сказал, как его зовут, но я сразу же забыла. Джорджио?) сегодня дождался свою подругу из Бразилии. Она же, настоящая бразилиянка, восхитительно красивая. Мы аж сомневаемся, действительно ли она идет пешком Камино, слишком уж хороша и ухожена... Джорджио рассказывает, как сегодня в пути, где-то на спуске к плотине, он потерял куртку, а в кармане куртки был кошелек с деньгами и документами. Он как раз заказал пиво в ресторане над озером и, прежде чем понял, что потерял куртку, куртку ему уже принесли три молоденькие француженки (те, которые вчера спали у палатки в Монтефурадо). Куртку они подобрали в дороге где-то сзади за ним. Они и вчера ночевали в палатке, во дворе нашего альберге в Бердуседо, а утром ходили в альберге умываться и в туалет... Итальянец был совершенно в шоке и счастлив. Это Камино. Еще и не понял, что что-то потерял, а уже получил назад. Несколько дней позже молоденькая девушка тоже пару дней подряд несла прицепленным к своему рюкзаку чей-то дождевой чехол на рюкзак и искала владельца, спрашивая каждого встречного не его ли это чехол... Люди здесь заботятся друг о друге и так или иначе это все возвращается...

Вечером все постепенно укладываемся спать, после девяти часов уже почти все в кроватях. Француз опять начинает храпеть. Жду 15 минут, вдруг перевернется. Нет. Чтож, я и еще кто-то с соседней кровати сгребаем спальные мешки и перемещаемся в соседнюю спальню. К счастью, нас уже было много и открыли вторую спальню. И это был очень умный шаг, я так хорошо выспалась и проснулась уже в 6 утра...