tamara_izola (tamara_izola) wrote,
tamara_izola
tamara_izola

Category:

Албания. Перевал Логара - из Берата в Ксамил

Берат оказался очаровательным городом тысячи окон (пост смотреть здесь), на следующий день мы выезжали из Берата на самый юг страны, к греческой границе - в Ксамил. Ксамил интересен местечком Бутринт, это археологический парк и античный город, занесенный в списки Юнеско. Но путь - это тоже цель, и путь этого дня пролегал через восхитительный перевал Логара. Мы проехали мимо Влёры, а потом поднялись от морского берега на 1023 м высоты на перевале высоко над морской гладиной. Дорога оказалась совсем неплохой, ехать было совсем не скучно. Это оказался самый красивый отрезок пути по Албании.


Утро в Берате выдалось прохладным и чуть туманным, но уже сразу угадывалось, что день будет солнечным.

По равнинной дороге меж полей сначала возвращаемся чуть назад, до города Люшня (Lushnjë), оттуда до Влёры ведет скоростное шоссе. На самом деле от Берата до Фиери есть дорога покороче, но вроде как она настолько кошмарная, что стоит сделать такой крюк.

От черногорской границы до Берата везде были равнины, страна в этой части совершенно плоская, силуэты гор лишь еле угадываются вдалеке. Такой пейзаж продолжается еще до Влёры. Вдоль дороги тянутся поля с луком и чесноком, множество садов с инжиром, мандаринами и гранатами, везде кто-то трудится, многие собирают урожай. Не удивительно, что албанские фрукты-овощи заполнили рынки по всему балканскому полуострову.
В полях и огородах кое где мелькают интересные строения - от бункеров:

до дворцов или, может, будущих гостиниц:

В самом начале автотрассы останавливаемся на современной заправочной станции, горючее есть (а то может и не быть), мы очень надеемся, что оно качественное. Литр горючего здесь стоит около 1,5 €. Расплачиваться можно в Леках или Евро, а кредитками - только Визой. Но! Касса находится в отделении заправки на другой стороне дороги, хорошо, что есть надземный переход. Нас было несколько машин и с сотрудником, который нам заливал горючее, было очень сложно что-либо договориться, поэтому с той стороны заправки пришел "босс" с переносным терминалом для оплаты карточкой. С ним хотя бы получилось договориться, он знал немного итальянский. Иной раз в Албании проще договириться на итальнском, чем на английском.

Дальше дорога к морю ведет мимо Фиери, а это пятый самый большой город в Албании. По окраинам города протянули что-то вроде окружной дороги, и это намного лучше, чем пробиваться через центр. Но все равно часть города захватываем, движение в понедельник утром очень плотное, колонны машин двигаются как улитки. Проезжаем мимо современных районов и торговых центров. Как везде.


Но замечаем и албанские особенности - магазин Мерседесов в еще незаконченном здании (продавая Мерседесы, не думается, что вопрос в средствах на докончание строительства). Почему-то множество зданий остаются с незаконченной стройкой, может и здесь какой-нибудь трюк с налогообложением, как в арабских странах.

После Фиери попадаем на ремонт дороги, несколько километров проезжаем по грунтовке, мимо рабочих и техники, которые по новой укладывают асфальт. Через несколько дней мы здесь проезжали назад, дорога была уже закончена и мы ехали по совсем новому асфальту, только разметки еще не было. Подивились на скорость работ!


За стройкой почти сразу начинается автотрасса. От Фиери до Влёры 40 км автотрассы, но даже  в самом начале трассы у обочины стоит лоток продавца овощей и фруктов. Народ невозможно изменить, а здесь все происходит вдоль дорог :)...

Дорога тянется вдоль больших солеваренных полей и мимо большого склада фирмы Vlore Sale. Муж даже вспомнил, что уже слышал про их соль.

Кучи соли:

Влёра это большой курортный город у берега Ионического моря. В последнее десятилетие город очень развивается, кажется образцом для подражания здесь являются итальянские курорты, такие как Римини или Линьяно. Здесь также длинный песчаный пляж и вдоль него череда отелей на любой вкус.


Дорога через Влёру проходит прямо вдоль берега моря, виды действительно впечатляют. Обращаем внимание что здесь есть и небольшие кемпинги прямо у моря. Если так ехать и не останавливаться, все выглядит очень красиво и красочно, а вот если остановиться и посмотреть все поближе - замечаешь, что и здесь многое по-албански неухожено и замусорено.

Мы были здесь в середине октября, поэтому официальный пляжный сезон уже закончился и пляжы пустовали. Хотя температура воздуха, да и воды в море, каждый день поднималась выше 20 градусов.



Уезжаем...


Дорога вдоль моря просто восхитительна и виды прекрасны.



И как только дорога удаляется от моря, начинается подъем на горный массив Чикат, к перевалу Логара. Равнинная местность здесь заканчивается.

Дорога, ведущая на перевал, широкая и безопасная, как-то очень быстро забирается в гору, от берега моря до перевала на 1023 метров над уровнем моря забираемся минут за 20-30. Движения не очень много, поэтому и водителю можно наслаждаться видами.


Вид назад, в сторону побережья и Влёры:



На самом перевале большая стоянка и у стоянки два ресторана. Нас было несколько автодомов, припарковались мы у кого как получилось, парковочные места не обозначены. На обед мы завалились в один из двух ресторанов. И тем временем владелец второго ресторана злился и ругался, что некоторые припарковались на его части стоянки. Пришлось его успокаивать, что на обратной дороге обязательно зайдем в его ресторан, а сейчас просто никто из нас и не подумал, что стоянки раздельные. Мужик на самом деле был злой и сильно ругался и мы уж начали переживать, что он или колеса проткнет или еще какую пакость сделает... Пришлось передвинуться.

И именно тут, на перевале с головокружительными видами, в фотоаппарате опять сбились настройки (это он уже просился на пенсию...), фотографии одно время были черно-белыми, потом нерезкие. Может я что-то сама там нажала и не заметила. Хорошо еще, что в каждой поездке у нас с собой 2 фотоаппарата. Но вот именно здесь, когда под нами было бесконечно голубое море, у меня черно-белые фотки... гррр...

На перевале очень красиво, виды потрясающие, а море далеко-далеко - 1000 метров под нами.


Второй фотоаппарат забрал муж, развлекается фотографией с эффектами в хрустальной сфере...

Спускаемся с другой стороны перевала, 20 минут спуска по действительно поразительной дороге и мы уже опять почти на уровне моря. С этой стороны виды еще более потрясающие, а дорога еще более закручена в серпантин. Дорога очень живописная, временами аж дыханье останавливается, чуть страшновато (я очень старалась не думать, что бы случилось, если бы отказали тормоза). Дорога на самом деле очень хорошая и безопасная, встречное движение не мешает, а повороты достаточно широкие. По моему мнению, эта дорога самый красивый участок, который стоит проехать в Албании.


Вид назад в сторону перевала. Видны оба ресторана, а оттуда уже недалеко до вершины горы, он около антен. Отсюда видно, что есть тропа до самой вершины. Было бы здорово там пройти, может в следующий раз :).
(хм, на самом деле, не уверена, что мне еще когда-нибудь захочется в Албанию, может только из-за этого перевала и Берата).

Вдоль дороги местами встречаются миниатюры замков, домов - думаю, это как-то связано с умершими, потому что рядом видны чьи-то фотографии, может была авария и кто-то умер... В нескольких местах.

Спускаемя с перевала:



Серпантин дороги:


Не укладывается в голове, куда идет эта женщина вверх по дороге, все населенные пункты очень далеко...




Еще не менее получаса едем по склону горы, чуть спускаясь и поднимаясь, все время оставаясь на высоте 250 - 300 метров над уровнем моря. Проезжаем через небольшие поселки и оливковые насады.



Живописный поселок на склоне горы:




На дороге не так много движения, но добравшись опять до обитаемых районов, приходится постоянно быть очень внимательным - вдоль дороги (и на дороге) постоянно появляется домашняя скотина, да и те, кто за ней присматривает. За любым поворотом может оказаться корова или пастух на велосипеде...

Но вот если в кого-то врезается машина похоронного бюро, то это уж точно плохой знак... Может пытался объехать теленка на дороге..

На одном из поворотов даже удивляюсь графитти - хоть кто-то здесь понимает, сколько мусора у них просто разбросано по стране, и рано или поздно все это смывается в море.

К самому морю спускаемся только лишь в городе Химара, еще один небольшой курортный город.


Останавливаемся на совсем пустом пляже в городе. Пляж просто восхитительный - мелкая галька, по бокам пляж ограничивают скалы, об которые разбиваются волны. Вода еще совсем приятная - около 21-22°C, воздух 27°C, волны не сильные, запросто можно было бы купаться. Почему мы не разделись и не полезли в воду, не знаю... Просто прогуливались по берегу и мочили ноги... Как-то так здорово и спокойно было на этом пустом пляже. Если уж и ехать куда в Албанию отдыхать на море, то это сюда, в Химару...
Бункер торчит из под песка прямо на пляже:





От Химары и дальше едем по побережью, дорога, петляя по склону, повторяет рельеф горы, все так же много небольших подъемов и спусков. Временами был бы в тему какой-нибудь мост или туннель. Но виды все еще прекрасные и ехать совсем не скучно, хотя и не очень быстро.




Вдоль дороги обращаю внимание, что видны небольшие бункеры. Нужно просто присмотреться, они почти сливаются с безцветным склоном горы чуть выше над дорогой. А в одном из заливов увидели пришвартованный военный корабль.


Почти остров:


Панорамы во время езды:


Местами можно подъехать прямо на пляж и, хотя уже не сезон, кто-то этим пользуется:


Бесконечный пляж:

Вся долина в насадах оливковых деревьев:


Виды просто восхитительные. И хотя уже начинаешь уставать от постоянных поворотов и подъемов-спусков, все равно, хочется, чтобы такая красота никогда не заканчивалась.


На фотографии внизу не очень видно, но небольшие холмы в долине все состоят из небольших ступеньчатых террас - не знаю уж, что там растет, но нет ни одного холмика, на котором не сделали бы террасы... Это ж какая работа!

Наша дорога вьется змейкой перед нами по склону горы:

Добираемся до Саранды и едем дальше вдоль сладководного озера Бутринт до Ксамила, последнего албанского города перед границей с Грецией. И как раз в окрестностях Саранды (а это достаточно большой курортный и портовый город) случается самое неприятное впечатление от страны, сколько там мусора и использованных строительных материалов вдоль дороги. И это не где-то в одном месте, но вдоль всей дороги вокруг города, едешь сквозь сплошную свалку. Отвратительно! В Саранду даже не заехали и не остановились там, совсем не захотелось.

Сельскохозяйственная долина за Сарандой:


Бутринтское озеро:

В кемпинг в Ксамиле мы добрались за 7 часов езды, пусть и с остановками. Расстояние же всего 220 км. Для шофера эта дорога, конечно же, немного выматывающая. Ясно уже из средней скорости, а к этому надо еще добавить мешающие элементы, как то албанский стиль вождения, овцы и велосипедисты на дорогах, в каком-то городке пришлось пробираться мимо людей заполнивших дорогу и площадь перед кладбищем, были какие-то многолюдные похороны...

Кемпинг называется Ksamil Caravan Camping и уже из-за названия создаются завышенные ожидания. Но это просто название кемпинга, приютившегося меж домов, ничего особенно уютного или благоустроенного. Но владельцы очень приветливы и постоянно моют - убирают. До пляжа всего минутка, хотя пляж здесь не дикий, все еще стоят шезлонги и матрасы. Меленький белый песочек и хрустально чистая вода примиряют с окружающей неуютностью. Море и горы, красота, просто смотреть нужно вдаль! ;) Иду купаться!


В центр Ксамила можно пройти вдоль дороги, так даже короче, или по пешеходной дорожке вдоль моря. Мы решили прогуляться вдоль моря и поужинать в городе, там всего 10 минут пешком.

Что ж, "парадный" променад до центра города вызвал только еще большее разочарование. Мы забрались на самый юг Албании, греческий остров Корфу виден через пролив, до границы с Грецией по суше всего 4 км, природа, все что видно в дали, все просто прекрасное, природа была к ним благосклонна. Но вот все, чего коснулись люди, все это испорчено и уничтожено, вблизи видно, как народ не любит своей страны и им наплевать на красоту и уют. Вокруг жилых домов и вдоль променада множество заброшенных строек и стихийных свалок. Кемпинг здесь совсем близко и владельцы там очень стараются. Но вокруг творится совершенный бардак.

Променад, красиво задуманный, но так и незаконченный, а красивые фонари разбиты. По всему склону над променадом торчат по большей части скелеты незаконченных домов, но не потому, что там интенсивно строят, нет, стройки уже заброшены и заросли, какие-то уже рушатся сами по себе, а может с помощью мстительных соседей. Никакого чувства урбанистического развития или архитектурного стиля, никакого контроля строительства, вывоза мусора или озеленения. Везде, где встревает человек, все испорчено. Очень печально, очень неприятно, сплошное разочарование и, к сожалению, таким и получилось главное впечатление от Албании.
Перед рестораном единственные на всем промедаде целые и работающие фонари, вероятно, стараниями владельцев ресторана.

А дальше променад выглядит так и хуже (не видно мусора под заборчиком променада):

Перед поездкой нам говорили, что Албания это страна бункеров. По моему впечатлению, Албания это страна свалок и заброшенных строек. Все это бы убрать, почистить и "причесать", получилась бы настоящая конфетка, а так.... Может лет через 20, когда поменяются генерации.
А закат был восхитительный:





Продолжение: Бутринт и Сюри-и-Кальтер
Tags: АЛБАНИЯ
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment