tamara_izola (tamara_izola) wrote,
tamara_izola
tamara_izola

Categories:

Албания. Берат - город тысячи окон

Во время поездки по Албании мы уже посмотрели столицу Тирану и бывшую столицу страны город Круя. Следующий город по маршруту - Берат, это второй из албанских городов, внесенный в списки ЮНЕСКО благодаря восхитительной османской архитектуре, отлично здесь сохранившейся.
Сначала нас ждет не очень длинная дорога, около 110 км, из пригорода Тираны мимо аэропорта "Нены Терезы" до Дурреса и дальше до Берата.


Со стороны Тираны в сторону Дурреса ведет двухполосное шоссе, казалось бы все отлично, но по шоссе часто едут и велосипедисты, народ ждет автобус на обочине казалось бы скоростного шоссе, автобус на обочине же и останавливается, а еще здесь постоянные съезды с шоссе прямо в поля или во дворы домов и магазинов. Быстро ехать не получается, да и постоянно приходится очень внимательно контролировать ситуацию на дороге. Вдоль дороги просто невероятно огромное количество заправок. Как они все умудряются зарабатывать?
Местами вдоль дороги внимание притягивают дворцы или роскошные виллы, выделяющиеся из общего ничем не примечательного окружения. Престижный отель в пригороде Тираны:

Еще один отель, прямо у шоссе:

Лет эдак 30 назад в Албании почти совсем не было частных маших, а теперь движения очень много, но культура вождения все еще не прижилась, некоторые и основных правил движения еще не изучили. Все сигналы сводятся к клаксонам, какие там поворотники или кого пропускать, смотреть на знаки и ездить по правилам, нет, это точно не для них. Трещины на дорогах обычное явление, канализационные люки часто даже не прикрыты. Но - есть и участки хороших дорог, врать не буду :)

Минут 40 от Тираны и мы уже в Дурресе, тут самый большой промышленный порт в Албании. Этот регион страны и самый развитой, сказывается и близость столицы. Здесь много строят,стоят ряды новых многоэтажек, а у морского побережья видим много достаточно новых гостиниц.
Мы уже 3 дня в Албании, задаюсь вопросом - красивая ли это страна? К сожалению, нет, красоты я еще не увидела. Главным образом все грязно и неухожено, повсюду полно мусора, при застройке никакого стиля или смысла. Природа должна быть везде красивой, но настолько здесь все испорчено и уничножено из-за разных недо-строек, котлованов, незаконченных торчащих среди полей скелетами домов, дикими свалками вдоль дорог и в пригородах, что красоты природы и не разглядеть.

Вдоль дороги местами все еще видны бункеры, теперь уже заброшенные и заросшие, все менее заметные.
Мы сворачиваем на одну из заправочных станций, такую, которая выглядет чуть более современно. Упс, горючего нет, сюрприз...

В часе езды от Дурреса лежит симпатичный "семейный" кемпинг "Берат", чуть не доезжая города. В поселке есть ресторан, продуктовый магазин и несколько заправок, рядом общественный крытый бассейн. От кемпинга в центр Берата часто идет автобус. Туалеты-душевые в кемпинге сделаны на совесть, почти как дома, за 1 Евро можно воспользоваться стиральной машиной, есть утюг, а также всем необходимый бесплатный интернет.

Как только мы приехали в кемпинг, управляющая кемпингом каждому из нас принесла холодный кофе прямо к автодому, очень приветливая.

В Берат нас везет автобус родом, наверное, из 70-х годов - Мерседес 303. Потом мы увидели дорогу в центр, поняли, что этот автобус был в самую тему - дорога тоже родом из тех же времен (чтобы не возводить напраслины, сразу скажу, дорог несколько, назад ехали по очень приличной).

Сначала дорога ведет через пригород, очень даже ничего, солидная.

Вдоль дороги видим весь местный "фольклор" - продавцы фруктов, народ, ждущий автобус, мойки машин, кто-то едет на осле, кто-то на велосипеде едет по встречке...


Въехав в город, сворачиваем с хорошей дороги в сторону крепости Берат. Если бы мы сюда ехали на своей машине, несомненно бы, пропустили этот поворот, не укладывается в голове, что такая дорога ведет к достопримечательности ЮНЕСКО.

По очень плохой и часто узкой дороге доезжаем до крепости Калая, датированной 13-м веком. Местами еле разъезжаемся с встречным транспортом.

Хорошо то, что подъем к крепости короткий. На верхушке холма нас высаживают как раз около входа в крепость. На склоне холма напротив частные дома, каждый из владельцев отстроился как смог. Тот крутой подъем за воротами - это на самом деле подъездная дорожка к дому, на первый взгляд я подумала, что у них там фуникулер.

Территорию у входа в крепость как раз облагораживают. Когда мы заходили в крепость, рабочие как раз начали ставить уличные фонари у дорожки ко входу, другие уже укладывали брусчатку на степеньках. Когда мы из крепости уходили, может 1,5 - 2 часа позже, фонари уже почти везде стояли. И это в воскресенье! Даже подумалось - может это у них скоро выборы?

Вход в крепость стоит 100 Лек, меньше одного Евро, и это того стоит.

Сразу за входом все еще стоит военное оборудование, что-то вроде пушек, ясно, что когда-то здесь действительно была крепость и жителям приходилось обороняться. Оказывается, что за крепостными стенами находится целый город, аутентичный, интересный и очаровательный.



За крепостными стенами все еще остались улицы, покрытые брусчаткой, многие дома все еще сохраняют изначальную архитектуру. Совершенно особенный и очень настоящий город. Причем, что это никакая не "декорация" для туристов, люди все еще живут и работают здесь.


Внутри крепости находятся несколько магазинчиков и ресторанов, ждущих туристов. Жаль, улицы почти пустые...

Оказывается, что город здесь находится уже 2400 лет, им владели греки и римляне, город входил в состав Византийской империи и Болгарского королевства, потом с 1450 года город заняла Османская империя и до 1912 года здесь правили турки. Во времена болгаров город назывался Белиград - из-за белых домов, такими они остаются и по сей день.


Город внутри крепостных стен очень и очень очарователен, оказался самым впечатляющим местом, которое мы посетили в Албании. Аутентичный, красивый, чистый и ухоженный.





С высоты 187 метров, из крепости Калая, открывается вид на долину и современный город внизу.

Никак иначе, как остатки Римской империи:


Когда-то в городе за крепостными стенами находилось 13 церквей и одна мечеть.

Мы нашли православную церковь Святой Троицы, 13-14-й век, все еще очень хорошо сохранившуюся.

Внизу через город у подножья холма течет река Осум. Река делит город на две части - Мангалем, сразу под крепостью, и часть города со слованским названием Горице - на противоположном берегу реки. И да, дома там по маленьку лезут в гору. Обе части города соединяет старый отоманский каменный мост.


Взгляд за гору, немного видны Горице:


Все еще отлично сохранившиеся здания со времен действующей крепости, чувствуется турецкое влияние:

Улицы Калаи, здесь все еще живут. Вероятно, здесь не очень легко жить, но очарование того стоит.


Удивляемся тому, как местные научились увеличивать площадь своих домов, сохраняя тлорис зданий:


Еще один пример изобретательности местных (такое встречается во многих южных странах) - воду прогревают под солнечными лучами в бочках на крышах домов.

Выходим из крепости и спускаемся по пешеходной улице вниз. Главная улица широкая, а вот в сторону ответвляются узенькие улочки Мангалема, части Берата на склоне холма под крепостью.



Вид с холма на современную часть Берата. В городе сейчас живет около 40- 50 тысяч населения, конечно же, большинство живет в современной части в долине.

Спускаемся вниз по длинной и крутой улице. Хорошо, что мы здесь спускаемся, подниматься в горку было бы не просто.
Красиво обновленный дом, теперь здесь какой-то крутой ресторан:

У подножия холма, в самом начале улицы, поднимающейся к крепости, остались ворота "Pasha Gate", очень старые и необычные, интересная техника укладки камня аркой. Ворота вели ко дворцу какой-то богатой семьи, а над воротами была терраса.

Албанские особенности - электрические провода:

Берат часто называют "белым городом", у болгаров он назывался Белиград, и отсюда видно почему. И из-за особенного стиля строительства и множества окон в каждом доме город стал известен как "город тысячи окон".

Около пешеходного подвесного моста находится самое удобное место, где фотографировать Мангалем, город на холме под крепостью. А если зайти в Мангалем, на горе в улочках уже все не так восхитительно, дома жмутся один к одному, да и улицы узкие и крутые с не очень ровной брусчаткой.

Подробности:





Окна:




Берат был внесен в списки ЮНЕСКО 10 лет назад и это уже дает свой эффект. Идут реконструкции, все подчищают и убирают и Берат по-моему мнению лучший город в Албании.
С моста виден Белый дом, административное здание за рекой Осум:


С пешеходного моста виден и старинный османский мост, соединявший обе части города:


А это новый мост для пешеходов и велосипедистов:

Прогуливаемся и через современный район Берата. Пешеходный променад вдоль реки, вдоль улицы тянется череда кафе-ресторанов, рядом утопающий в зелени парк. Приятный район, но не стоит подходить близко к набережной реки - у берегов все равно полно мусора.


В магазинах (а это все небольшие специализированные магазинчики - молочная, овощной, мясной и т.д.) у нас не получается найти хлеба. Нигде ни одной пекарни или даже маркета с хлебным отделом. Покупаем немного продуктов и все еще удивляемся низким ценам: 100 г отличного свежего сыра- 0,50 €, 3 большие хурьмы (а не рано ли хурьме в октябре?) + 2 сладких перца - 0,40 . Фрукты - овощи здесь действительно дешевы и очень вкусные. Да и напитки в кафе стоят меньше, чем в Европах: пиво + сок - 2,5 , зато кофе дорогой, на уровне европейских цен.
Гуляем дальше, где-то здесь я что-то намудрила с настройками фотоаппарата и дальше делала черно-белые фотографии (не пойму, как я этого там не увидела...). Зато сразу вспоминаются фотографии из детства, тогда большинство фотографий было черно-белых. И я все еще их люблю.
На одной из площадей уживаются сразу несколько религий:



Берат оказался настоящей албанской жемчужиной и если когда будете в этих краях, не пропускайте его.


Продолжение: перевал Логара, дорога из Берата в Ксамил.
Tags: АЛБАНИЯ
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments