tamara_izola (tamara_izola) wrote,
tamara_izola

Camino del San Salvador. День 4. Pajares – Benduenos. 18,4 км, 7 часов.

Мы договариваемся выходить в дорогу в пол восьмого утра. Я и Элиатэ к этому времени уже собраны и готовы на выход, Хосе же еще какое-то время копается. Наконец-то выходим.
Утром в долине еще стелется туман, лощина между гор под нами словно укутана ватой. Мы все еще порядочно высоко.

Главная улица Пахареса это та, что совпадает с дорогой. Вторая улица лежит чуть ниже и именно по ней мы выходим из поселка. На этом улицы в Пахаресе заканчиваются. ;) Их только две.

Из Пахареса в Сан Мигель ведет 1,5-километровый крутой спуск. Даже я чувствую колени!

На этом спуске за нами увязывается собака, охраняющая стадо, и еще очень далеко бежит за нами. Мы уговариваем ее возвращаться, еле от нее ушли...

Деревушка Сан Мигель лежит в самом конце ложбины под горой, намного ниже Пахареса. Если бы мы не спали в Пахаресе, сюда бы спустились напрямую с горного перевала перед Пахаресом.

После Сан Мигеля опять подъем. И перед ним развилка – можно идти вдоль дороги (не знаю, весь ли путь потом по дороге или нет) или через горы. Мы идем в гору.

У деревушки Санта Марина – часовня и 2 дома - подъем заканчивается.

Дальше путь лежит поперек крутого склона горы, еще долго – долго. Из сегодняшнего дня помню в основном именно эту длинную тропинку по склону. Тропинка узенькая и сильно заращена, временами встает вопрос, а правильно ли мы идем. Но обозначения присутствуют, не очень часто, но во всех ключевых точках они есть. Может путь вдоль дороги более нахожен и не многие идут через гору?
Идем все время все вместе втроем. Мы как-то хорошо приноровились к друг дружке и нам здорово...

Погода улучшается, выглядывает солнце, а с ним становится жарко и даже душно, чувствуется близкая перемена погоды...

Несколько раз вдоль тропинки находим деревья с дикой черешней и вишней, объедаем ее, насколько высоко хватает рук. Ягоды еще не совсем созрели, приходится выбирать зрелые...

Тропинка вдоль пастбищ, иной раз очень красиво:

Эта часть пути заканчивается в небольшой деревне LLanos de Someron. Нам уже очень хочется, чтобы в деревне был открыт бар. Но из путеводителя я знаю, что сегодня вообще нигде нет баров или ресторанов, даже магазинов и тех нет. С Хосе строим планы, что если в деревне нам встретятся мужчины, будем про бар и кофе расспрашивать мы с Элиатэ, а если же нам встретится женщина, то придется Хосе включить свое обаяние Казановы и выторговать для всех нас приглашение на кофе к кому-нибудь в гости... Пока приближаемся к деревне строим планы и оттачивем стратегию и много смеемся, предвидя возможное развитие событий.

В первом же доме в деревне у огорода стоит пожилая женщина в классических астурийских деревянных туфлях. Очень приятная и с удовольствием втягивается в разговор с Хосе и нами, на радостях все вместе фотографируемся. Мы уже предвкушаем кофе, но тетечка оказалась хитрее нас и улепетала на поле... А мы пошли дальше без кофе... Хосе даже расстраивается, как же его очарование больше не срабатывает, даже на даму в таком возрасте 😉

LLanos de Someron:

Из Льяноса до Puente de los Fieros  идет почти заброшенная асфальтированная дорога, 4 км, и за это расстояние она спускается на 400 метров. Подозреваю, что это единственная дорога в Льянос, других дорог (а так же и деревень) здесь нет.

После Фиероса опять забираемся в горку, опять крутая узкая тропинка. Время уже 11 часов, а прошли мы 10 км. Хорошо идем. Решаем, что пора остановиться передохнуть. Останавливаемся прямо на тропинке на поляне. Радуемся, что вчера за ужином получилось собрать «узелок» на сегодняшний обед, а то пришлось бы питаться орешками и сухарями, у Хосе нашлись еще вафли. Сразу за полянкой – черешня, наш десерт 😊.

В следующей деревне перед одним из домов сидят на лавочке трое подозрительных мужиков, молодые, мрачные, бугаи, какие-то неприятные и явно не в духе. Видно их уже из далека. Я потихоньку говорю моим спутникам: «с ними я не собираюсь играть в Казанову»... Но Хосе решительно заявляет (еще не может прийти в себя от поражения с бабулей): «я поговорю с ними». Подходит к мужикам, как, мол, дела и где здесь можно выпить кофе... Типы не расслабляются, жен не зовут... ;) Но советуют нам бар в следующем городке, в том, где мы будет только завтра. Там ближайший здесь бар...

Наша маленькая команда продолжает движение, без кофе... Я только диву даюсь, как нам хорошо идется вместе. Хосе тем временем рассказывает, что в Испании как бы общеизвестно,  что в этой части Астурии и кое-где в Галисии очень сильна «мафия» - наркотики и все, что с этим связано. Есть у них и дома в безлюдных местах, где их никто не видит...  Так запросто может быть, что неприятные типы какие-нибудь криминальные братки, а может просто местные мужики в плохом настроении.

Тропинка опять уходит на склон горы, временами еле видна в густой траве. Иной раз приходится перебираться через узкие проходы в ограждениях пастбищ. Человек еще протискивается, а рюкзак приходится перекидывать через ограждения, настолько узкие переходы. В каком-то другом месте перехода нет вообще, приходится перелезать через забор... С рюкзаком на спине.

Элиатэ радуется, что пошла с нами, уже совсем не боится, да и сегодня не такие крутые склоны и не идем вдоль глубоких пропастей, во всяком  случае их не видно. Вдоль тропы постоянно растет густой кустарник и деревья, мало мест, где были бы открытые виды. Думаю – хорошо, что идем здесь все вместе, одной мне было бы неприятно пробираться по такой чаще... Все, что происходит на Камино, все это со смыслом и все надо принимать... И это еще одно тому доказательство...

Невероятные деревья у дороги, периметр наверняка 2 метра, а может и больше:

Тропинка вьется вверх и вниз, чаще вниз, но подъемы тяжелее, временами прямо крутые. Видов сегодня мало, да и весь сегодняшний этап как-то не ВАУ. Просто идешь по склону горы среди кустов и деревьев...

Заброшенные дома, совершенно на отшибе, может бывший альберге для паломников, здесь ходят уже веками:

Поблизости маленькая часовня Ermita de San Miguel:

Наконец-то мы видим Herias (Эриас?). Камино продолжается дальше в Кампоманьес, нам же нужно сворачивать с пути в сторону Бендуэньоса, где и стоит наш альберге на сегодня, до него еще с километр пути.

Herias красивая астурийская деревня в горах, хотя уже и порядочно низко. Поворот на альберге находится около интересного бело-желтого дома в самом начале деревни. Рядом здесь и место для стирки, и фончанчик с питьевой водой. С удовольствием умываемся и заливаем бытылки свежей холодной водой. Кафешек и здесь нет. Фонтанчик с водой сразу переименовываем в бар.

Я иду прогуляться по деревне – дома очень красивые, у каждого во дворе огромные астурийские  horreo, в конце улицы площадь и небольшая церковь. Элиатэ и Хосе остаются в «баре» - у фонтанчика с водой...

Около церкви ко мне, громко лая, подбегают 2 собаки. Притормаживаю и пытаюсь их успокоить, тем временем подходит Хосе (я ушла от них метров на 200), успокаивает собак по-испански, но в улицу за церковью собаки меня все равно не пропускают. Защитники  😊
Так получилось, что на Сальвадоре я ежедневно встречалась с непривязанными собаками, намного больше, чем на любом Камино до сих пор. Ни одна из них не была агрессивной, но свою территорию все охраняли...

Iglesia de San Claudio de Erias, 16-й век:

На Гронзе указано, что оспитальера из Бендуэньоса может подвезти паломников из Эриаса на машине. Хосе интересуется, будем ли вызывать машину. О, я-то уж точно не собираюсь подезжать на машине во время Камино. Поэтому решаем идти все вместе пешком.

Очень скоро становится ясно, почему тут предлагают подъехать на машине. Из Эриаса в Бендуэньос поднимаемся в такую крутую горку, что хоть и по асфальтированной дороге, но еле ползем. Интересуюсь, а в такой крутой подъем машины вообще могут заезжать... Спрашиваю попутчиков, насколько они уже меня ненавидят за решение идти пешком. Через силу улыбаются и выбирают позитивный ответ – зато завтра начнем день со спуска... ;)

Забираемся в гору, с которой мы постепенно спускались почти весь день, а там какое-то подобие перевала и перед нами еще метров 400 спуска в деревню за перевалом. Спускаемся на другую сторону горы, к деревне Бендуэньос. То есть начинать нам завтра все равно с подъема в горку...

От поворота в Эриасе до деревни около полу часа пешком... Раздумываем, а есть ли смысл возвращаться завтра в Эриас, может идти сразу напрямик через лес в Кампоманьес, вроде как есть тропинка.
Крыши Бендуэньоса:

Бендуэньос это очаровательная деревушка на склоне горы, дома здесь из камней. Под нами уже видна следующая долина (я уже сбилась со счета – которая...).

Хосе издали кричит первым деревенским жителям, копающимся в огороде, пусть нам покажут, где альберге. Альберге в Бендуэньосе водит местная жительница, Сандра. Огородокопательница как заорет на всю деревню -  «Са-ааа-андраааа» и меньше, чем 100 метров прочь выходит из дома Сандра и идет к нам напротив.

Прямо на дороге нам все объясняет, отдает ключ от альберге, а она подойдет позднее, сейчас она ждет дочь из школы...

Альберге находится около церкви, чуть на отшибе за деревней, вокруг церкви очаровательная лужайка и несколько огромных деревьев... Невероятно красивое и атмосферное место.

Здание альберге кажется маленьким.

Хосе открывает двери альберге и  нас останавливает – закрой глаза и войди. А сейчас – открывай. WOW!!! Никаких сомнений, это самый лучший, самый красивый, самый атмосферный альберге из всех мною виденных на Камино; столько труда и любви вложено в этот дом для паломников, что это аж трогает за сердечко... Кто-то очень сильно постарался, что бы нам здесь было уютно и приятно, кто-то позаботился обо всех мелочах, и все это с большим вкусом... Очень чувствуется женская рука. Сандрина. Тот подъем из Эриаса не был легким, но абсолютно стоил того, чтобы сюда прийти.
В альберге всего 8 кроватей, здесь большая гостинная с диванами, на диванах теплые уютные, домашние покрывала крупной ручной вязки и подушки, все очень чисто и уютно. Этажом ниже находится отлично обустроенная кухня, столовая и душевые комнаты, отсюда и выход на террасу. Большой холодильник полн всякой снеди – сыр, масло, йогурты, джем. На полке в кухне стоят мюсли, печенье и сухари в больших банках, чай и кофе, огромный пакет вина, бери, что хочешь, пользуйся. В туалетах и душевых мягкие полотенца, мыло, шампунь, дезодорант, кремы и всякие чистящие средства. На кроватях простыни. Все как дома... Кто ходит Камино, тот знает, что это все значит... Зато нет ВайФая, поэтому общаемся... ;)

Здесь нас только трое, осматриваемся в альберге и восторженно перекликаемся – вау, смотри на это, look at this, mira… Мы удивляемся и восторженны как дети на новогодней елке... В конце концов с трудом успокаиваемся, стираемся-умываемся и усаживаемся на террасе с вином – пивом. Вид здесь прямо головокружительный... А вокруг – деревенская пастораль и пахнет скошенной травой... Хосе уже интересуется, можно ли сюда приехать на недельку. Отдохнуть или помогать оспитальере... Восхитительное место!
Вид с террасы альберге:

Часом позже Сандра принесла нам обед – большую кастрюлю фабады (астурийский густой фасолевый суп), хлеб, не менее 5 кг разных фруктов, еще сыр и разные мелочи. Объясняет, что на сегодня заказано только для нас, поэтому, если не случится ничего непредвиденного, мы будем ночевать втроем. Вечером она нам приготовит ужин, интересуется, будем ли суп. Конечно, будем.

Позже разговариваем между собой – альберге здесь донативо. Сандра настолько гостеприимная, заботится о нас, как о своих дорогих гостях. Мы между собой соглашаемся, что здесь просто необходимо увеличить донативо, десятка совершенно не достаточно. Элиатэ счастлива, что нашла холодильник, забитый пивом, позже нашла, где стоит мартини, говорит, что оставит действительно великодушную донацию. Позже, в разговоре с Сандрой, Хосе как бывший оспитальеро, расспрашивает ее про окупаемость альберге. Слышу, что донации бывают очень разные. Иной раз за все это люди оставляют лишь пару монеток, которые не окупают даже самых очевидных расходов, получается прямо оскорбительно, как мало оценивают ее труд. Спрашиваем, почему бы ей не проставить фиксированных цен, пусть даже выше, чем у других, это на самом деле того стоит. Но она объясняет, что если бы пришлось обозначить цену, выдавать счета, то ей бы пришлось наверняка закрыть альберге. Держать заведение с оплачиваемыми ночевками уже по-другому регулируется, намного больше бюрократических осложнений и требований, да и налогов... Говорит, что будет продолжать так, пока получается, а если будет хронически неокупаться и не сможет больше ухаживать за альберге так, как ей кажется правильным, то она его просто закроет. Она любит это место и не хочет, чтобы оно становилось хуже, чем она задумала...

После обеда я прогуливаюсь вокруг альберге и церкви, очень очаровательное место. Прав Хосе, что хочет приехать сюда на неделю...

Сандра приглашает нас к 18 часам в церковь к мессе. Перед мессой она еще зайдет нас зарегистрировать и проштамповать креденсиали. Хосе заставляет ее пообещать привести детей перед мессой, он хочет им показать трюки с картами. Он действительно делает классные трюки, мне он их показывал уже в первый вечер.

Сандра пришла перед мессой со своими девочками - двойняшками и еще двумя их одноклассниками. Хосе показывает им трюки с картами. Дети восхищаются... Мы чуть не опоздали к мессе.

Вчерашняя французская пара сообщила Хосе, что они уже в Пола де Лена, это дальше, за Бендуэньосом. Хосе качает головой, что вот, бедняги, не знают какую кросоту пропустили... Тут мы все трое согласны, что если уж идешь Камино дель Сальвадор, обязательно надо останавливаться в Бендуэньосе.

Santuario de Santa Maria de la Asuncion:

Все-таки идем к мессе. Церковь 15-го века стоит совсем рядом с альберге. На самом деле альберге считается  parroqial, церковным, поэтому церковный приход вероятно все-таки помагает Сандре ухаживать за альберге.

Расслабляемся на террасе и наблюдаем, как в горах собираются облака, все похоже на дождь, хотя до сих пор погода отлично продержалась. С горной частью пути мы, считай, завершили и мне очень жаль, что уже так быстро. Самая интересная часть пути была, конечно, от Буйсы до Пахареса, это можно сравнивать с Оспиталес на Примитиво. Все остальные участки уже не такие выдающиеся. Хосе опять очень нахваливает Камино Олвидадо, вроде как там самая красота в горах и на природе.
Этот этап Пахарес - Бендуэньос на самом деле легкий и короткий. Запросто можно было бы идти как французы до Пола де Лена, там только спуск. Но таким образом проскочили бы этот замечательный альберге, да и из Пола де Лены до Миереса потом всего 13 км, а до Овьедо больше 30. За Миересом много подъемов - спусков, тридцатка была бы сильно тяжелой. Сальвадор сложно бить на "удобные" 20-25 км. Или же этапы короткие, или длинные...

Вечером становится свежо. Я только сегодня сооборажаю, что до сих пор, где бы я не останавливалась, спальный мешок мне, считай, был и не нужен, хватило бы только тонкой простынки, везде было тепло. Что значит лето, хоть и в горах.
Вечером болтаем с Элиатэ, хоть я ее временами с трудом понимаю, испанские слова она произносит с португальским (или даже бразильским) акцентом, иной раз помогаем себе итальянским. Элиатэ в этом году исполнилось 60 лет, у нее 2 взрослые дочери и внучка, она показывает мне фотографии... Она много лет работала инженером у Фиата, говорит, что по бразильским меркам она достаточно благосостоятельная, у них огромный дом и фазенда. А теперь, после выхода на пенсию, она решила пройти Камино де Сентьяго, а потом и дальше путешествовать по Европе... И как-то мы с ней так хорошо друг дружку понимаем, разговариваем "за жизнь" и так хорошо сидим.

Этот вечер в Бендуэньосе был настоящей жемчужиной, которую нам дарит Камино...

Продолжение:
День 5. Benduenos – Mieres del Camino. 29 км, 8 часов
Tags: camino de san salvador, ИСПАНИЯ