tamara_izola (tamara_izola) wrote,
tamara_izola

Camino de San Salvador. 160 тысяч шагов через Кантабрийские Кордильеры

Пролог
Апрель на работе был ужасно напряженным, за весь месяц у меня выдалось только 3 выходных дня. Как раз на первомайские праздники я заболела, вероятно от усталости и перенапряжения, какой-то вирус, который на 3 дня привязывает тебя к постели. Тогда же договариваюсь сама с собой (да уже и не в первый раз), что свое здоровье и свою жизнь мне совсем не нужно приносить в жертву работе и устранению проблем, которые даже не я создала... В полубредовом состоянии, с температурой, присаживаюсь к компьютеру и покупаю билет на самолет – в Овьедо. Я хочу на воздух, хочу к природе, хочу спрятаться от людей, хочу в отпуск! Хочу Камино! Опять! Вообще-то мне еще никто не дал отпуска и я пока еще не знаю, получится ли у меня поехать, но билеты невероятно дешевы, мне нужен стимул и мне очень нужен еще один Камино.

Последний свой Камино я прошла в январе, Английский путь. Под конец пути я была настолько уставшая, что еле дошла до конца, но все равно я уже знала, что когда-нибудь опять пройду Камино. Хотя и не ожидала, что это произойдет так быстро. Камино в июне, для меня это новое, летом я еще не ходила.
В этот раз это будет менее популярный Camino del Salvador – из Леона в Овьедо через Кантабрийские Кордильеры.

По этому пути веками проходили те паломники, которые шли поклониться платку Исуса, который сохранен в Святой палате кафедрального собора в Овьедо. История говорит, что этим платком была покрыта голова Исуса и на нем есть остатки его крови... В креденсиале написано (что приблизительно обозначает - кто идет в Сантьяго и не идет в Сальвадор, посещает слугу и забывает о наставнике):
Quien va a Santiago y no va al Salvador
Visita al criado y olvida al Senor.
Паломники из Овьедо потом шли в Сантьяго – по Камино Примитиво или Северным путем, некоторые же оставались в Овьедо.
Из Леона в Овьедо около 130 км, 5-6 дней в пути.
Самолет летит только 2 раза в неделю, у меня будет 6 дней на сам путь пешком и этапы покороче. В Овьедо я уже была, когды мы проходили Примитиво. В этот раз здесь мой путь закончится.

Весь месяц провожу в сомнениях, получится ли у меня поехать или нет. Когда наконец складывается неделя отпуска, 3 дня перед отъездом иду на очень тяжелый поход в горы у нас и так мне потом плохо от езды и усталости, что все еще до оттъезда на Камино не могу прийти в себя. Последние 3 дня в раздумьях – а оно мне надо, может лучше просто отдохнуть и набраться сил дома? И все равно решаю, что надо ехать и идти. Уже для того, чтобы мне не было потом жалко, что прошляпила шанс...
Как всегда до последнего сомнения – брать кроссовки и трекинг ботинки... Никак не понять наперед, как лучше.

Неделя в пути укладывается в 7 постов:
День 0. Slovenia – Oviedo – Leon
День 1. Leon – La Robla. 30 km, 8 часов.
День 2. La Robla – Poladura de la Tercia. 24,5 km, 8 часов.
День 3. Poladura – Pajares. 16,2 km, 7 часов.
День 4. Pajares – Benduenos. 18,4 km, 7 часов.
День 5. Benduenos – Mieres del Camino. 29 km, 8 часов.
День 6. Mieres – Oviedo. 18,2 km, 5,5 часов
День 7. Oviedo – Aviles – Salinas. Возвращение домой.

Часть пути от Буйсы до Бендуеньоса идет через горы. Поскольку путь начинается в Леоне на высоте 600 метров над  уровнем моря, на пути будет больше спусков, чем подъемов, что в общем-то мне очень подходит J.

День 0. Slovenia – Oviedo – Leon
День начинается уже в полночь, еще прежде, чем завершается день предыдущий. Точно в 12 часов ночи выхожу из дома и начинаю новый путь. Легкий дождик. А как иначе?

Самолет у меня в 7.30 утра, мой трансфер в 00.10, пол третьего я уже в аэропорту. Аэропорт Марко Поло в Венеции в это время закрыт, хотя внутри вижу несколько человек. Кто-то из работников у стен здания мне своей карточкой открывает вход в аэропорт. Так я хотя бы уже в здании, там еще человек 20, пытающихся спать на неудобных сиденьях (почему во всех аэропортах такие неудобные сиденья?). В 4 часа утра аэропорт открывает двери и начинается день. Не могу сказать, что я спала, чуть задремала, совсем затекшая от неудобной позы, но я пережила ночь. В туалете кое-как привожу себя в порядок и иду сдаваться на контроль безопасности.

На мои походные палки смотрят лишь столько, чтобы понять, что у них нет острых концов. У меня одеты резиновые наконечники, поэтому к палкам нет вопросов. Но мне  приходится разобрать почти весь рюкзак, что-то там вызывает сомнение. Маленький социалистический кипятильник был совсем непонятной вещью для итальянской таможенницы. Она его даже отнесла показать еще кому-то и только потом меня пропустила.
Круассан  и капучино, время 5 утра, день начался, ночь я проскочила.
Искусство в аэропорту Венеции:

Пытаюсь отключиться еще на 2 часа в самолете, и наконец из нашего дождя и серости выхожу в теплый и солнечный Овьедо.  Быстро выхожу из самолета и успеваю на автобус в Овьедо на час раньше, чем планировала.
Уже в самолете удивляюсь – нас здесь не менее 10 человек, собравшихся на Камино –  с рюкзаками, в кроссовках и походной  одежде.
Солнечно, 19°C
Из аэропорта в Овьедо автобус ходит каждый час, стоит 9 €, в дороге мы 40 минут. Из Овьедо мне надо добраться еще в Леон, где Камино и начинается. Следующий автобус жду не уходя с автовокзала в Овьедо. В Леон автобусы идут приблизительно каждых 2 часа, билет стоит 9,50 €. Билет покупаю в кассе сразу же, как только выхожу из автобуса из аэропорта, а потом больше часа жду автобус. На станции есть бар, ресторан и пара магазинов. Станция чуть в стороне от центра, поэтому в город даже не выхожу. Все равно вернусь сюда через неделю.
Пока жду на станции автобус, выучила новое слово по-испански - Darsena – платформа. Здесь вероятно один из самых лучших и ясных громкоговорителей, который я когда-либо слышала. 😊 Расписание рейсов тоже очень понятное, уже заранее проверяю расписание автобусов в Авилес, если соберусь туда после Камино.

Автобус опоздал на 7 минут (я уже переживаю) и, на удивление, был почти полностью занят. Приехал он сюда уже из какого-то города, я очень порадовалась, что купила билеты. Вероятно, на такие расстояния есть смысл покупать билеты заранее. До сих пор все городские или пригородные автобусы по Испании были полупустыми, даже и мысли не возникло, что может быть все занято.

Проезжаем через горы, я очень надеюсь, что здесь буду идти (потом выяснилось, что Камино проходит в стороне). Горы покрыты лесами, которые создают совершенно бархатное ощущение, торчат только скалистые верхушки гор. Очень красиво, ни одна фотография не может этого передать и уж точно не фотка из окна автобуса. Соседка в автобусе, испанка, показывает самую высокую гору и говорит, что это Беньявиньес, как-то так...
Перед Леоном горы пропадают и долго едем по равнине, вероятно это будет моя дорога на завтра.
Солнечно, +30°C
Леон
В городе все сразу становится понятным. Выйдя из автобусной станции, надо перейти дорогу и реку Бернесга (завтра почти вся дорога будет вдоль этой реки).

Минут 15 пешком, сначала через современные кварталы, потом уже в пешеходном центре быстро нашелся альберге. За мной идут еще 3 итальянки с нашего самолета. Тоже паломницы.

Меня ждет теплый прием в альберге бенедектинцев. Выдают мне и специальный credensial  для Камино Сальвадор. Я располагаюсь в альберге, пытаясь вспомнить, какая она жизнь в приютах, и очень быстро выхожу в город.

Леон это город, который стоит посмотреть. Каждая улица, каждая площадь в центре несут в себе печать истории.
Площадь plaza del Grano около альберге одна из самых уютных в городе.

Следующая – площадь plaza San Martin – почти полностью занята барами и небольшими ресторанами.

Очень красивая plaza Mayor и официальные здания. Все очень близко.

Очаровательные "веселые" улицы с флажками:

Огромный кафедральный собор, с улицы осматриваю его только с двух сторон, даже не обхожу вокруг. Часть здания ремонтируют. Собор еще пока закрыт для посетителей, вернусь сюда позже.

Площадь перед собором:

Нечто, связанное с камино, но истории не знаю. На тротуаре лабиринт, ведущий к фигуре.

Как и многие до меня, нахожу правильную ладонь, дотрагиваюсь до горячего металла, вбираю в себя энергию и силу для предстоящей дороги.

По центральной пешеходной улице прохожу до дома Ботинес - Casa Botines, - дома, который спроектировал Гауди, но где-то в процессе строительства возник конфликт со властями и сам Гауди здания не закончил. Городским властям пришлось самим заканчивать строительство (уже дома у меня возникло сомнение – а не путаю ли я чего-нибудь,и в Леоне ли Гади переругался с градоначальниками или в может в Асторге... 😉)

Было жарко, солнце невероятно сильное и мозги потихоньку плавились...
Перед домом Гауди прекрасный фонтанчик в тени деревьев. Там отдыхают, даже лежа, туристы и многие пилигримы. Очень приятное местечко.

Отсюда и дальше - современные кварталы города.

Не смотря на жару, пытаюсь посмотреть город, забираюсь даже на остатки городской стены, которые разбросаны местами вокруг центра города.

Со стены прекрасный вид на дом Ботинес:

Приятный тенистый парк около стены. Здесь встречаю желтые стрелки. Здесь проходит Камино, здесь пойду завтра.

По стрелкам прохожу еще до площади и церкви Сан Изидоро, завтра буду проходить здесь на выход из города. Нахожу стрелки, что бы уж завтра не блуждать... Но яснее просто не возможно обозначить. Все понятно.

После четырех часов возвращаюсь в кафедральный собор. Вход стоит 6 евро, для пилигримов никаких поблажек. Конечно, собор стоит того, чтобы его посмотреть, но по-моему мнению, 6 евро это слишком дорого просто для осмотра собора.

Свет заполняет собор...

Печать в креденсиаль ставят за углом с левой стороны собора, у входа в музей. И если пойти посмотреть еще и музей и клаустро при соборе, это еще дополнительных 5-6 евро за вход. Мне подумалось, что это слишком, и в музей я не пошла, хотя со стороны входa выглядело интересно и красиво.

Аист в центре большого города:

С удовольствием гуляю еще по городу, по дорогe покупаю в супермаркете мелочи на завтрак и на перекус в дороге (неплохой супермаркет находится на главной пешеходной улице в 70 метрах от собора). По городу уже ищу, где бы покушать. Около собора элегантный ресторан с объявлением, что кухня работает уже с 12-ти часов. Я решаю, что обязательно найду что попроще и поуютнее, но все остальные заведения готовят еду только после восьми часов вечера.

На всем пути от собора до альберге я не нашла ни одного ресторанчика, где было бы можно поесть в пять часов после полудни. Я собиралась сегодня рано лечь спать, я не спала предыдущую ночь, завтра мне идти пешком 30 км, я весь день не ела, мне просто необходимо подкрепиться перед дорогой завтра. Захожу в очень очаровательную таверну на площади около альберге, но и там до восьми вечера не будет еды.

По жаре мне уже и не хочется обходить город по второму кругу, в кухне альберге устраиваю себе обед-ужин из запасов купленных на завтра, а потом выхожу в таверну перед альберге на бокал вина и тапас. На десерт у меня огромная черная черешня, которую я купила в магазине.
Площадь plaza del Grano на самом деле очень приятная, в самый раз расслабиться там вечерком за бокалом вина. Здесь было бы классно и поужинать, здесь или на пл. Сан Мартин. Но так долго мне уже не дождаться.

Вернувшись в альберге, пытаюсь уложить рюкзак на завтра. Пришлось выложить почти все на стол в коридоре и навести «порядок» в рюкзаке, все сложить по новой – для пути,  а не «в самолет». В первый день у меня всегда проблемы с рюкзаком, вещи никак не могут найти свое место, а потом все втягиваемся... Завтра я хочу рано выйти, поэтому все складываю уже для выхода.
Леон мне запомнится очаровательным и жарким городом, я видела центр, а не современные промышленные окраины...

Albergue del convento de las Carbajalas – это бывший монастырь, или даже частично все еще действующий. Находится в пешеходном центре города, мест много, но спальни (женщины и мужчины отдельно) разделены на отсеки по 8-12 мест, тесновато, даже рюкзак некуда поставить. Большинство оставляет рюкзаки на столах в переходах между отсеками спален, там же и редкие розетки. В спальнях есть шкафчики с ключами. Цена ночевки 6 евро, скромный завтрак Donativo начинается в пол седьмого. В маленькой кухне около приемной нет плиты, но зато много посуды, микровалновка, немного продуктов – макароны, чай, соль... В конце мая альберге был порядочно занят. К трем часам я была уже 60-ая по счету. В восемь вечера все еще было несколько свободных кроватей, но совсем не много. Пожилой испанец-оспитальеро учит итальянку этой работе, на мне тренируются в выдаче креденсиаля. Мария очень старается, у нее буквально первые дни работы. Рассказывает, что сегодня меньше народу, чем вчера. Оба очень приветливы.
Вход в альберге с площади Дель Грано:

К восьми часам заканчиваю все дела и приготовления и пытаюсь выключиться из постоянного шума и движения в спальне. Почти засыпаю. В девять вечера через все спальни проходит Мария с колокольчиком (очень громким), всех нас (меня) будит и выгоняет приглашает на благословление пилигримов. Да, вспоминаю, я же в монастыре. В семь часов была месса, в то время я еще пила вино на площади ;) и прогуляла мессу. В полудреме, сонная, поднимаюсь с постели и иду за Марией в часовню около монастыря. Думаю, что в общем-то правильно зайти в часовню, все-таки завтра начинаю путь. Да и вообще, на Камино я стараюсь подчиняться воле обстоятельств, принимаю то, что происходит... Всегда выходит, что для чего-то это правильно и полезно... Может даже по этому мне нравится ходить камино – потому что все дано свыше – не надо ни о чем раздумывать, ничего решать, все уже готово, продумано, нарисовано, просто иди и принимай, что тебе предназначено?

В часовне Мария собрала человек 10-12 паломников, монашки вслух читают молитву. Три монашки еще совсем молодые, не более 25 лет. Можно читать вслух вместе с ними (есть книжечки с молитвами на нескольких языках), можно просто слушать. Пока они читают (без очков я никак не могу читать), раздумываю, что же заставило таких молодых девушек уйти в монастырь? Одна из них очень красивая.
Под конец нас сердечно благословляют. Для меня очень необычно, я не настолько религиозна, мне почти неудобно. Но все равно думаю – все правильно, это же паломничество, богоугодное дело...
Все вместе продолжается минут 20-30. После этого иду спать...
Tags: camino de san salvador, ИСПАНИЯ